Белорусский детский Хоспис

donate

 gb  ru


A- A A+

«Профессиональное развитие и командное обучение»: стартовал совместный проект с физиотерапевтами из Великобритании

 ЂҐгоЦель проекта – создать комплексный цикл физиотерапевтической помощи не только в стационаре и отделении дневного пребывания «Лесной поляны», но и на дому у подопечных, живущих далеко в регионах. В этом поможет мобильная служба «Выездная паллиативная абилитация», но это в будущем. Сейчас на первом плане обмен опытом с английскими коллегами и обучение.


Позади интенсивная неделя работы вместе с физиотерапевтами из Великобритании. Дебора Хант (Deborah Hunt) и Памела Паркер (Pamela Parker) приехали к нам, чтобы поделиться своими знаниями в области реабилитации.
Памела Паркер – опытный физиотерапевт из хосписа Christopher’s Hospice в Лондоне. Дебора Хант последние шестнадцать лет работала физиотерапевтом в Больнице Оксфордского университета (Oxford University Hospitals NHS Trust). С уходом на пенсию Дебора занялась волонтёрской помощью и стала одним из попечителем «Друзей Белорусского детского хосписа».

ЗНАКОМСТВО С ФИЗИОТЕРАПИЕЙ В БЕЛАРУСИ

Дебора и Памела с радостью приняли предложение приехать в Минск для участия в проекте. Подошли основательно: сначала узнали больше о реабилитации в нашей стране. Побывали в Минской областной детской клинической больнице и в Городской детской поликлинике №19.

В больнице нас встретила заведующая отделением медицинской реабилитации Елена Стрелец. Классическая физиотерапия, парафиновые аппликации, магнитостимуляция, ревматология, кинезитерапия – это лишь небольшая часть из длинного списка предоставляемого лечения.
«Мы принимаем от самых лёгких до очень тяжёлых детей, – рассказывает Елена Стрелец. – Проводим выявление первичного диагноза у новорождённых. Точечную стимуляцию мышц начинаем с одного месяца. Это очень важное время: раннее вмешательство даёт колоссальный результат».
1

Слева направо: Памела Паркер, Дарил Хардман (руководитель британской гуманитарной организации «Друзья Белорусского детского хосписа»), Дебора Хант, Елена Стрелец

Вместе с английскими гостями мы переходили из одного кабинета в другой: высокочастотная терапия, лечение всех патологий в зоне лица, массаж, лечебная физкультура. «Рефлексотерапию проводим с играми и без, – говорит заведующая отделением, легко и безболезненно вставляя иголку себе руку, – Работаем по китайской системе».
1
Многое из увиденного во время экскурсии по больнице хорошо знакомо Деб и Пем, но есть и отличия. Например, в Великобритании не используют метод лечения током. Близкий постсоветскому пространству электрофорез совсем далёк от европейской физиотерапии.
В кабинете ЛФК мы познакомились с Яном, который не понаслышке знает о том, что такое динамическая коррекция по методу Козявкина. Он шагает по беговой дорожке в специальном костюме и, кажется, сеанс длится уже долго.
«В зависимости от возраста и патологии ребёнка время хождения увеличивается от 45 минут до трёх часов в день», – поясняет инструктор.
1
Два раза в неделю на протяжении 20 дней после часовой прогулки на дорожке Яну надевают эластичные повязки.
1
Они не уменьшают двигательную активность, но не позволяют делать патологические движения. В них, уже вместе с мамой, мальчик гуляет по больнице. Так значительно веселее: Ян широко улыбается и машет нам рукой на прощание. Ну а нас уже ждут в Городской детской поликлинике №19.

ТЕРАПИЯ В ИГРЕ И ОБЩЕНИИ

Система раннего вмешательства развивается: сейчас в Минске семь центров, которые работают в этом направлении. Ольга Авила врач-реабилитолог в центре-первопроходце, который открылся в 19-й поликлинике ещё 15 лет назад. Сюда привозят сложных малышей до 3 лет с соматической патологией, с психоречевыми, двигательными и другими проблемами в развитии.
1
«Мы стараемся обучать других специалистов, проводим семинары, – рассказывает Ольга. – Но всё же максимальное развитие ребёнка должно проходить дома. Поэтому мотивируем родителей не лениться и заниматься».
1
Нам разрешили поприсутствовать на занятии у Назара. Ему год и шесть месяцев, он ходит с опорой и уже говорит простые слова. Во многом это заслуга центра. Все занятия проходят в игровой форме и общении: Назар перебирает гречневую кашу, показывает, как рычит медведь или стучит барабан.
1
Дебора и Памела отметили, что подобная методика, где в центре внимания – дети, им очень близка: «То, что мы увидели – просто прекрасно! Важно делать что-то вместе, а не “над ребёнком”. В больницах дело обстоит иначе».
Нам есть к чему стремиться: в Соединённом Королевстве особенных детей курируют на протяжении всего взросления: «Интеграция и взаимодействие между учреждениями, которые занимаются детьми с проблемами в развитии построена так, что эта система подхватывает ребёнка и ведёт его из одного места в другое. Нередко в школу вместе с ребёнком ходит ассистент-реабилитолог», – говорит Дебора.
У нас же после центра раннего вмешательства родителям самостоятельно приходится искать инклюзивные группы в детских садах, позже – школы с подобными классами. Но мест, куда они могут отдать своего ребёнка, откровенно говоря, мало. Безусловно, это долгий путь, и уже проделана колоссальная работа для того, чтобы система здравоохранения Беларуси двигались по нему быстрее.
После визитов в Минскую областную детскую клиническую больницу и в центр раннего вмешательства в Городской детской поликлинике №19 Дебора и Памела провели в «Лесной поляне» небольшую лекцию о физической терапии в Великобритании.
1
В отличие от нашей модели, в английской куративный и паллиативный подходы – это один процесс. Поэтому и программа по реабилитации для всех пациентов единая. Важно отметить, что в Беларуси нет отдельной специальности «физических терапевт», в то время как в Европе она существует уже давно. На постсоветском пространстве физиотерапия ассоциируется с такими словами, как «электрофорез» и «магнитотерапия». В Великобритании это непосредственная «физическая терапия» в прямом смысле слова: массаж, активные занятия с ребёнком. В детских хосписах даже есть дополнительная должность – человек, который на дому обучает родителей подопечного, как играть и заниматься с их особенным ребёнком. Возможно, через пару лет мы позаимствуем этот опыт.

НАЧАЛО ПРОЕКТА

Совместный проект с физиотерапевтами из Великобритании важен для нас ещё и потому, что помогает развивать частно-государственное партнёрство и наладить комплексный цикл физиотерапевтической помощи как в стационаре и отделении дневного пребывания «Лесной поляны», так и на дому у подопечных, живущих далеко от столицы.
В тренингах участвуют специалисты Белорусского детского хосписа и Республиканского клинического центра паллиативной медицинской помощи детям, который открылся на базе нового здания хосписа осенью 2016 года.
Так сформировалась команда – техники-массажисты Екатерина Панченко и Дмитрий Девидович, психолог Ольга Захария, а также специалист по массажу Юрий Абадинский, инструктор ЛФК Кристина Саболевская и инструктор-методист по физической реабилитации Ольга Макухна.
Куратор и координатор проекта – врач-педиатр, заведующая отделением Дневного пребывания ГУ «Республиканский клинический центр паллиативной медицинской помощи детям» Анастасия Беганская.
1
Для физиотерапии в рамках проекта заранее отобрали 14 подопечных. Большинство детей с неврологическими нарушениями – ДЦП, некупируемые судороги.
До приезда Деборы Хант и Памелы Паркер у родителей подробно узнавали, как ребёнок спит, кушает и какой у него распорядок дня. Составляли анкеты. Затем Дебора и Памела осматривали детей и вместе с нашими специалистами продумывали индивидуальную программу для каждого малыша.
1
1
За время проекта каждый ребёнок пройдёт 10 занятий физической терапией на дому либо в «Лесной поляне».
«Родители часто платят частным инструкторам, которые что-то делают, ничего при этом не объясняя – говорит Анастасия Беганская. – Наша задача – включить семью, обучить её. Посмотреть, какие ресурсы есть у родителей и задействовать их. Обучить правильному позиционированию, укладкам, растяжкам и так далее.
Основные правила занятий: обязательно безболезненно, без слёз, мягко и в форме игры. Каждое движение, которому мы обучаем ребёнка, должно быть функциональным: то есть он не просто стоит в вертикализаторе, а параллельно играет с предметами на столике. Или не просто тянет руку вверх, а пытается потянуться до игрушки.
И что еще важно – этические моменты. Дебора и Памела всегда предупреждали ребёнка о том, что они будут делать, независимо от того вербальный он или нет».
1
Сейчас, когда дальнейший план уже составлен, Памела и Дебора будут на связи с нашими сотрудниками по скайпу и по электронной почте. Через три месяца английские гости вернуться снова, но, как говорят сами специалисты «не для того, чтобы проверить, а для того, чтобы поддержать».
«Мы говорили о том, как важно интегрироваться и работать в команде, – рассказывает Дебора. – Когда четыре человека собираются вместе, рождается гораздо больше возможностей. Это профессиональное развитие и командное обучение».
«Иногда важно просто сказать: вы всё делаете правильно. Когда работаешь сам по себе, не знаешь, где поступаешь верно, а где нет. Учиться вместе – очень здорово», – подытоживает Памела.

 

Алиса Скомаровская

 

Оставить комментарий

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Главная О нас Новости «Профессиональное развитие и командное обучение»: стартовал совместный проект с физиотерапевтами из Великобритании